1. Теоретическая часть. 1.1 Понятие городского сталкинга. История. Психологические аспекты.
Городской сталкинг. Каждый вкладывает в эти слова свой смысл.
Что же это на самом деле и с чего всё началось? Давайте попробуем разобраться.
«Сталкерство – хобби предапокалиптических времён.
У каждого времени свои герои. То, что до недавнего времени могло казаться абсолютно не привлекательным, ныне притягивает к себе странных искателей впечатлений.
Первоначально под сталкерством или сталкингом подразумевалось тайное проникновение на какой-либо серьёзно охраняемый, действующий объект с целью его осмотра, фотографирования и т.п. При этом визитёр, он же сталкер, не ставил своей целью военный или промышленный шпионаж, а двигало им только лишь желание самоутверждения и получения адреналина от самого факта проникновения на территорию, куда простому смертному доступ закрыт.
Но времена меняются, и термин «сталкерство» начал принимать несколько другую окраску. В нынешнее время под сталкингом всё чаще понимают посещение брошенных объектов человеческой деятельности, которые, казалось бы, никак не могут быть привлекательными. Поэтому сталкера притягивают брошенные предприятия, свалки, карьеры и, конечно же, оставленные населённые пункты. В таких местах можно наблюдать, как плоды человеческой деятельности приходят в упадок, и природа постепенно отвоёвывает свои позиции. Сталкеры не только сами посещают объекты, но также являются проводниками для тех, кому любопытно посмотреть на такие места. О популярности этого явления говорит тот факт, что появилась даже компьютерная игра под названием «Сталкер».
Может быть, само слово «сталкер» и не получило бы столь широкого распространения, если бы не два события, повлиявшие на его, если можно так выразиться, популяризацию. Первое - фильм Андрея Тарковского с таким же названием «Сталкер», снятый в конце 70-х годов прошлого века, который поначалу в СССР не снискал широкой популярности (да и не мог снискать). А второе событие, куда более масштабное и трагическое - это авария на Чернобыльской АЭС. Многие увидели в том фильме своего рода пророчество о катастрофе. Таким образом, авария и зона отчуждения ЧАЭС дали вторую жизнь фильму, а фильм дал широкое распространение термину «сталкер». Одновременно с этим сталкинг всё больше начинает восприниматься как неформальный туризм по местам человеческой антиэкологической деятельности. А сама 30-километровая зона отчуждения вокруг Чернобыля стала самым известным сталкерским объектом на Земле. Кстати, автору этих строк недавно довелось познакомиться в поезде с немецким студентом, который уже 8-й раз приезжал в Украину. Так вот, его любимые маршруты - это не Киев, Львов или Чернигов, а депрессивные городки, в первую очередь на Донбассе. Пределом же его мечтаний является, безусловно, Чернобыльская зона и Припять.
Сложно давать оценку такому явлению как сталкинг. Одни выражают мнение, что он вреден. Ведь сталкер может влезть куда-нибудь, покалечиться и на его поиски и спасение потребуются время, силы и средства. Другие считают, что, наоборот, сталкинг - проявление интереса к последствиям разрушительной деятельности человека. А это значит, что есть неравнодушные люди, которые будут хотеть знать: что, как и почему произошло в том или ином месте и донесут эту информацию другим. Следует отметить, что настоящий сталкер - это не мародёр, который проникает на объект с целью наживы, не вандал, расписывающий стены и бьющий стёкла, не охотник, который приезжает пострелять расплодившихся животных, не пироман, поджигающий всё, что горит. Сталкер - это, прежде всего, отстранённый наблюдатель, который просто созерцает и вкушает ощущения от окружающей депрессивной обстановки. Он не пытается вмешаться, наоборот, он старается оставить всё как есть, чтобы дать возможность природе восстановить нарушенный когда-то человеком порядок вещей. Да, наверное, большинству людей трудно понять, что можно ощущать позитивного от вида того, что плоды творения рук человеческих приходят в упадок. В этом кто-то получает свой адреналин, и давать моральную оценку происхождению такого адреналина непросто. Поэтому сталкерство легче объяснить с той позиции, что это не причина, а, прежде всего, следствие и порождение индустриальной и постиндустриальной цивилизации. Если сравнивать сталкинг с такими увлечениями как бесконечное просиживание перед телевизором, компьютерные игры, наркотики или пьянство, то данное времяпровождение может показаться относительно пристойным занятием. И вовсе не потому, что все вышеперечисленные увлечения представляют собой пассивный досуг. Просто сталкинг - это более чистый, объективный и реальный взгляд на человеческий мир и цивилизацию. Нахождение на заброшенных объектах даёт посетителю то, чего очень не хватает современному обывателю, а именно - время, чтобы спокойно побыть наедине со своими мыслями и пофилософствовать. Ещё теолог А. Швейцер заметил, что это общество в безудержной погоне за прибылью, престижем, положением в обществе и бездумном потребительском досуге превращается в роботов и лишает себя права на мышление. Созерцание брошенных промышленных и жилых объектов заставляет одних задумываться о судьбах людей, которые их строили, работали на них и жили в этих домах. Другие, бродя по свалке, волей-неволей задумаются о том, куда идёт эта цивилизация, и цивилизация ли это вообще. Третьи, наблюдая, как деревья пробивают асфальт и заселяют бетон, заряжаются лучом надежды. Все эти размышления способны каждого наводить на мысль о предназначении человека в этом мире.
Сталкинг - понятие относительное. Для кого-то это превращается чуть ли не в основное провождение досуга. Для других иногда наступают моменты, когда подобные объекты просто влекут к себе. Появился даже производный глагол от слова «сталкер» - «сталкерить». Это означает, что каждый может сталкерить в большей или меньшей степени. Если вы, прогуливаясь на велосипеде, решили остановиться и побродить по заброшенной животноводческой ферме, или вам взбрело в голову залезть на террикон, то это тоже будет проявление сталкинга.
В последнее время предпринимаются попытки окультурить сталкинг. Ему даже название подобающее придумали - промышленный экотуризм. В ту же Чернобыльскую зону уже давно возят посетителей турфирмы. Кто-то считает это надругательством над памятью тех, кто отдал свою жизнь при ликвидации самой крупной техногенной катастрофы в мире. Другие полагают, что такие туры могут дать жизнь зоне отчуждения не только в материальном, но и в культурном плане. Ведь эти посещения спасают трагическую историю от забвения. Другое дело, что такие экскурсии не должны сопровождаться чавканьем чипсами и пивным хмелем. Это должно быть что-то сродни посещению Бабьего Яра или Освенцима.
Сейчас промышленный экотуризм набирает популярность как один из видов туризма и способов экологической пропаганды. Хотя определить, насколько это способствует формированию правильного экологического мировоззрения, сложно. В общем, промышленный экотуризм - отдельная тема. По этому поводу скажу лишь, что на Днепропетровщине к Евро-2012 есть предложения включать подобные сталкерские объекты в экскурсии для иностранцев. Причём, эти предложения звучат не из офисов туроператоров, а с трибун научно-практических конференций. На первом месте в этом списке стоят карьеры Кривого Рога. Повторюсь, сложно давать оценку подобным намерениям. Циники-прагматики могу сказать, что деньги не пахнут, а ура-патриоты могут ответить, что таким образом мы выставляем имидж всей страны далеко не в лучшем свете. Не зря же ещё лет 10 назад Украина ассоциировалась у европейцев с двумя понятиями: «Динамо»-Киев и... Чернобыль. Так что, правда - где-то посередине. Здесь лучше всего воспользоваться известным медицинским принципом «не навреди».
В будущем у сталкерства два пути. Либо люди будут посещать ограниченное количество памятников человеческим ошибкам и учиться на них. Либо бездумная человеческая деятельность превратит нашу природу в сплошную «зону отчуждения», и тогда сталкеры вымрут вместе с видом Homo sapiens.» [1]
«Само слово «сталкинг» происходит из английского языка и дословно означает выслеживание, скрытое преследование или подкрадывание (например, к дичи).
Движение сталкинг представляет собой целую совокупность определённых принципов и установок. Кроме этого оно включает в себя и отношение к окружающему миру, к самому себе и к своей собственной жизни, а также к действиям и поступкам других людей. К основным целям и задачам сталкинга можно отнести самовыслеживание, социальное взаимодействие, развитие осознания, а также следование пути воина.
Социальное взаимодействие позволяет очищать свой дух и укреплять его. Самовыслеживание подразумевает изучение самого себя и также проявления чувства собственной значимости. Культивирование принципов пути воина включает в себя тщательную работу по изменению самого себя и своего мировоззрения. Развитие осознания способствует укреплению и очищению духа. Всем известно, что осознание мира во многом связано с его восприятием, и когда осознание является ослабленным – мир может предстать перед нами в довольно мрачных тонах, и наоборот – жизнь становится ещё прекрасней, когда осознание повышено и укреплено» [2]
Действительно, психологический портрет сталкера можно обрисовать следующим образом – это, как правило, сдержанный, наблюдательный человек, ведущий постоянную работу над своим телом и психикой. Устранение мешающих качеств и вырабатывание новых необходимых это обычное дело него. При чём на разных жизненных этапах может преобладать тот или иной набор качеств. Сталкер – развивающаяся личность, он не доволен каждым вчерашним днём т.к. оглядываясь назад, считает, что многое можно было бы сделать иначе и лучше. Он одиночка, не старается быть лидером, но в каждом деле, за которое он берётся, стремится быть лучшим и порой именно это особо обозначает его в социуме. Он не является прямым лидером, но к его мнению прислушиваются и указания исполняют. Высокие результаты, которые он достигает, это не для самоутверждения над другими людьми, это проверка себя на прочность, стремление к своим пределам. Наблюдательность и острая способность к анализу во многом помогает предвидеть и рассчитывать дальнейший ход событий, причем, чем выше психологический уровень развития такого человека, тем автоматизированее происходит процесс.
Не стоит, конечно, думать, что каждый, кто называет себя сталкером, обладает полным набором данных качеств. Во-первых, есть люди, которым просто хочется как-то себя называть или просто банальные фанаты одноимённой игры. Во-вторых, психологический процесс становления сталкера труден и во многом затруднён социальной сферой. Человеку, которого тянет к заброшенным зданиям, заводам, приходится сталкиваться с непониманием со стороны близких, друзей, окружения. Порой это непонимание носит агрессивный характер. Но именно там, на просторах постурбанизма, сталкер в процессе созерцания открывает в себе новые грани, находит для себя новые пределы.
Вот ещё несколько статей на эту тему:
«Много ли фактов известно о сталкинге. Большинство лишь слышали, что это только бессмысленные и опасные проникновения подростков на запрещенные зоны и строения, которые ищут лишь неприятности на свою голову. Но, следует более подробно рассказать об этом движении, чтобы рассеять различные слухи.
Сталкеры не попросту, и не от безделья посещают «зоны». Для некоторых это серьезное занятие, к которому они готовятся не только физически, но и морально, меняя мировоззрение и полностью посвящая себя этому движению. Сталкинг очень полезное занятие. Благодаря нему можно приобрести ценные навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни сталкера. Лидеры сталкинг-групп организовывают выезды на заброшенные заводы, спускаются в недостроенные станции метрополитена, или посещают развалившиеся больницы или институты. Обычно точное расположение таких мест остается в секрете, и лишь немногие, которым удалось попасть в сталк-группу, отправляются в такие туры. Координаты не распространяются по той причине, что многие не натренированные молодые люди отправляются в зоны, и получают травмы, или того хуже происходят несчастные случаи, в результате чего местная администрация запрещает и закрывает такие здания. Это вредит более опытным сталкерам, так как в основном они уже изучены и проверенны, и многие из них являются самыми популярными по количеству исследований сталкерами.
В крупных городах России существуют множество группировок, в которые собираются сталкеры. Хотя это движение появилось сравнительно недавно, разрушенных мест в любом городе предостаточно. Поэтому все больше и больше таких организаций появляется и в самых маленьких городах.» [2]
«Stalking – оказывается явление литературное. И по началу, это было действительно так. В книгах Кастанеды, Антона и Бориса Стругацких сталкинг впервые был упомянут, и большинство людей это до сих пор так и воспринимают.
В нынешней ситуации, сталкинг это уже не просто слово в книгах, а настоящее развернувшееся движение молодых людей. Это искусство, которое требует изучения и познания, как любое другое в мире. Стакинг не только учит практике исследования опасных мест, но и раскрывает духовную сторону этого движения. В духовной стороне будут являться, прежде всего, принципы и правила, которые должен знать каждый сталкер, а практика включает в себя непосредственное изучение странных построек.
Можно спросить любого, кто является сталкером, о том, полезен ли этот опыт в обычной жизни, и все без исключения ответят, что как раз он и помогает выпутываться из сложных проблем, и налаживать контакт с окружающими людьми.
Вырабатывание стратегии изучения зданий, парень или девушка тем самым смогут выработать стратегию взаимодействия со своей внутренней средой, уже дома, в быту.
Перед любым походом, проводится обязательная тренировка, которая включает в себя легкую разминку, эмоциональный настрой. Путем долгих и упорных тренировок, сталкер укрепляет в себе волю, дух, силу, добивается целей, умеет владеть собой в любых ситуациях.
Особое отношение к окружающему миру объединяет этих молодых людей, посвятивших себя поиску старых строений и изучению искусства исследователя. Фотографируя развалины, пещеры, трещины в постройках, сталкеры приобретают умение разглядеть красоту останков современной цивилизации. Их можно сравнить со стратегами, или охотниками, потому как выработать маршрут, рассчитать тактику прохождения, и найти действительно интересный кадр, нужно таковым и являться.» [2]
Какие же психологические аспекты обуславливают появление всё большего количества сталкеров? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Кто-то говорит, что это явление вызвано предчувствием неминуемой катастрофы, к которой катится мир или усталостью человеческого разума от урбанизма¹. Психологи на вопрос «меня патологически тянет к одиночеству, что делать?» советуют медикаментозное лечение для улучшения медиаторного обмена нейронов головного мозга или просто пить антидепрессанты. И пока споры об этом явлении только зарождаются, всё новые сталкеры начинают свой путь по заброшенным местам.